Я попытаюсь спеть песнь не самому себе или кораблю, а рассказать о замечательных людях – фантазерах и романтиках, мастерах, волшебниках, которые дарят людям частицы своих душ в виде своих творений.
Конечно, музей создан не на пустом месте. Мне повезло. С детства мне нравилось, казалось бы, из ничего – куска коры, доски, реек, какого-то металлического хлама, полетав в облаках своей фантазии, представить то, что можно было наполнить смыслом.
Пишу и с теплотой вспоминаю своего отца, его огромные руки, многое умевшие, и то, как он не побоявшись маленькому мальчугану на заводе, где работал мастером, сделал несколько острых, как бритвы, стамесок. А вот тут то все зависело от меня, и в моих руках они стали бесценными помощниками.
А сколько было восторга и желания создать, увидеть готовым, охватить в его величии белокрылый парусник. Конечно сразу многое не получалось. Говорят, научиться можно, научить – никогда.
Но жизнь есть жизнь, многим занимался в этой жизни, но любовь к кораблям не покидает меня никогда.
Корабль всегда был символом, надеждой на заоблачное будущее, венцом технического совершенства на определенный момент человеческой истории. Это – и арена, на которой разыгрывалась драма жизни, и произведение искусства, демонстрирующее себя то на одном, то на другом континенте.
У кораблей всегда были собственные имена, и как корабль назовешь, так он и поплывет. Сменяются века и цивилизации, но корабли остаются.
Говоря о мореплавании, мы говорим о развитии европейской цивилизации, ведь осваивался этот мир через моря и океаны.
Но корабли строили не только огромные, отважно пересекающие бушующие пространства, но и небольшие модели, в точности передающие все мельчайшие детали.
Одни использовали их в различных культах, обожествляя их походы, другие как знак признательности Господу Богу за то, что даровал жизнь в безумно тяжелых походах средневековья, приносили в церкви и развешивали по стенам.
А какие подлинные шедевры прикладного искусства, украшенные, как и настоящие, великолепной, тончайшей позолоченной резьбой, изготавливались в XVII – XVIII веках, чтобы удивить мощью и богатством своего государства заезжих послов.
Создавали их для украшения самых роскошных интерьеров. Как говорят психологи, на первом месте по энергетическому воздействию на человека стоит парусник.
А какие, поражающие своей детализацией модели для учебных заведений, готовящих будущих морских воинов, строили в XVIII – XIX веках целые коллективы талантливых мастеров. К тому времени прежде, чем построить огромный парусник, строили его уменьшенную копию и испытывали ее на плаву, а только потом приступали к строительству большого корабля.
В ХХ веке появляются спортивные модели-копии. Тут уж каждый мастер старается как можно точнее передать по имеющимся документам, чертежам, гравюрам, рисункам облик изготавливаемой модели.
При чем корабль, наверное, как любое произведение искусства, не строят, а порождают в муках. Процентов тридцать времени уходит на осмысление имеющегося исторического материала. Нужно вникнуть в эпоху, традиции, стили того времени, когда строился корабль. Постараться создать такую модель, глядя на которую можно представить ее не как современный новодел, а как небольшого посланника со страниц истории, рассказывающего о экономике, морских походах и приключениях того времени.
Создать такую модель очень трудно. Но у нас в Харькове были и есть великие мастера, творцы, романтики способные на это. Вот в нашем музее я и постарался собрать их модели.
За каждой опыт, годы мук и кропотливого труда, а совершенствуясь, человек стремится общаться с теми, у кого можно поучиться. От сюда и громкие статусы: призеры различных мировых и европейских, украинских и российских чемпионатов и конкурсов.
Это работы людей, рождая которые они только мгновенье любуются ими, ведь в то же мгновенье закрадывается холодок желания создать что-то еще более совершенное. Это – минуты счастья.
Приходите, слушайте, смотрите, удивляйтесь и учитесь.
А о кораблях французы говорят, нет ничего более красивого, чем танцующая женщина, скачущая лошадь и чайный клипер под всеми парусами.
Я даже не знаю с каким ещё видом прикладного искусства можно сравнить Корабельное моделирование…
Тут нужен особенный талант!
Молодцы ребята! Прочитал и вспомнил свою юность. Также увлекался моделированием, и судов тоже. Отрадно осознавать, что в наше время, когда нам насаждают культ денег, и когда труд мастерового человека принижен, увидеть что есть еще романтики, которые своими руками творят шедевры. Удачи вам.