В коллекции Харьковского Морского Музея пополнение – появилась модель корабля “Бербис” (Berbice, 1870 г.), яркого представителя кораблей, по праву называемых “гончими псами океана”. С краткой историей кораблей этого класса вы можете ознакомиться далее.
Когда во время войны за независимость 1786 – 89 гг. в Америке возникла необходимость в небольшом быстроходном корабле, способном прорвать английскую блокаду, были созданы, так называемые, клипер-шхуны. Так называли особую разновидность парусников, строившихся в городе Балтиморе. Для этих судов были характерны необычно острые обводы корпуса, увеличенная килеватость, наклоненные к корме мачты, большая площадь парусов.
Клипера обладали отличной скоростью, хорошо всходили на волну, превосходно удерживали курс в свежую погоду, за что пришлось заплатить уменьшением объема грузовых трюмов и увеличением осадки.
Это были универсальные корабли, их быстро облюбовали контрабандисты, пираты и работорговцы. При водоизмещении от 100 до 400 тонн, небольшие, относительно дешевые, построенные из жесткого (северо-американского) леса, вооруженные 4-12 пушками мелкого калибра, эти корабли были очень опасными для английских, испанских и голландских торговых кораблей. Экипаж таких клипер-шхун насчитывал не более 50 человек.
В 1848 г. после захвата САСШ в результате мексиканско-американской войны в Калифорнии и открытия там золотых месторождений, в Северной Америке вспыхнула “Калифорнийская золотая лихорадка”. Тысячи людей желали попасть в Калифорнию, но добраться по суше из-за отсутствия в то время трансамериканской железной дороги было очень долго, опасно и дорого. На много быстрее оказался морской путь вокруг мыса Горн.
Вот тут то и нашлась работа простаивающим из-за запрета работорговли, пиратства и контрабанды многочисленному флоту северо-американских шхун. Ходили они и на Тихий окена, ввозили контрабандный опиум в торговле с Китаем. Частенько браконьерствовали на зверобойных промыслах у берегов России.
Морская романтика!
Какой же внеземной экзотикой смотрится это в Харькове!